Выпускник-2024

Рекомендации по организации работы педагогических работников в аудитории в ходе проведения централизованного экзамена

Рекомендации по организации работы педагогических работников в аудитории в ходе проведения централизованного экзамена (далее – ЦЭ) разработаны в соответствии с Инструкцией по организации и проведению централизованного экзамена, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 11 июля 2022 г. № 184 (в ред. от 15 ноября 2023 г. № 348) и в целях обеспечения единых подходов к распределению обязанностей педагогических работников в аудитории проведения ЦЭ.
развернуть

Для каждой аудитории определяется не менее трех педагогических работников, в числе которых один педагогический работник, преподающий учебный предмет, по которому проводится ЦЭ, или двух уполномоченных лиц и одного педагогического работника, преподающего учебный предмет, по которому проводится ЦЭ. Из числа педагогических работников и (или) уполномоченных лиц определяется ответственный за сопровождение и проведение ЦЭ педагогический работник или уполномоченное лицо (далее ответственный педагогический работник). В состав группы педагогических работников входит хотя бы один представитель из числа педагогических работников учреждений высшего, среднего специального, общего среднего образования другой административно-территориальной (территориальной) единицы, чем та, учащиеся которой проходят ЦЭ в пункте проведения ЦЭ (при наличии такой возможности).

 

В аудиториях пунктов проведения ЦЭ на базе учреждений общего среднего образования и профессиональных колледжей не могут находиться педагогические работники данного учреждения образования и педагогические работники, которые в 2023/2024 учебном году осуществляют образовательный процесс в XI (XII) классах, а также педагогические работники, которые находятся в близком родстве с участниками ЦЭ.

 

Ответственный педагогический работник в аудитории обеспечивает организацию и проведение ЦЭ в аудитории, руководит работой педагогических работников в аудитории. Ответственный педагогический работник:

 

обязан явиться в пункт проведения ЦЭ не позднее чем за два часа до начала проведения ЦЭ, имея при себе документ, удостоверяющий личность, и принять участие в жеребьевке педагогических работников, узнав номер корпуса и аудитории, в которой ему предстоит работать;

 

получает у организационной комиссии список участников ЦЭ в аудитории, схему нумерации мест, схему распределения вариантов экзаменационных материалов, бланк протокола проведения ЦЭ в аудитории, пакеты с бланками ответов и экзаменационными работами под подпись в ведомости приемки-передачи (проверить их целостность), листы для рабочих записей, номера для жеребьевки мест участников ЦЭ (проверить их на предмет отсутствия посторонних меток);

 

распределяет функции педагогических работников в аудитории по допуску, жеребьевке, регистрации и размещению участников ЦЭ в аудитории, определяет порядок действий каждого педагогического работника по эвакуации участников ЦЭ в случае возникновения чрезвычайной ситуации, четко установив пути эвакуации;

 

обеспечивает проверку аудитории на готовность к проведению ЦЭ (убедиться в отсутствии запрещенных к использованию предметов, правильности нумерации посадочных мест в соответствии со схемой, проверить количество жетонов (карточек) для жеребьевки участников ЦЭ, убедиться в наличии плаката с образцом бланка ответов, обеспечить оформление доски (планшета), убедиться в наличии часов, находящихся в поле зрения участников ЦЭ, и проверить точность их хода);

 

получает от организационной комиссии непосредственно перед началом проведения ЦЭ пакеты с экзаменационными материалами;

 

организовывает допуск участников ЦЭ в аудиторию, жеребьевку посадочных мест, размещение участников ЦЭ в аудитории в соответствии с результатами жеребьевки;

 

доводит до сведения участников ЦЭ основные требования, предъявляемые к участникам ЦЭ в ходе его проведения;

 

вскрывает пакет с бланками ответов (пересчитывает бланки ответов и сверяет их фактическое количество и номера бланков с количеством и номерами, указанными в акте приемки-передачи бланков ответов из РИКЗ, о чем производит запись в протоколе проведения ЦЭ в аудитории);

 

информирует председателя организационной комиссии о несоответствии количества экзаменационных материалов во вскрытых пакетах количеству, указанному на пакетах, а также о других возможных внештатных ситуациях;

 

оформляет полученный из РИКЗ акт приемки-передачи бланков ответов;

 

организует раздачу бланков ответов в соответствии со схемой распределения экзаменационных вариантов в аудитории;

 

объясняет порядок заполнения бланка ответов;

 

перечеркивает по диагоналям не выданные участникам ЦЭ бланки ответов, складывает их в соответствующий пакет («Погашенные бланки ответов») и не запечатывает;

 

вскрывает пакет с экзаменационными работами (пересчитывает количество экзаменационных работ и сверяет их фактическое количество с количеством, указанным на пакете с экзаменационными работами, полученными из РИКЗ, о чем производит запись в протоколе проведения ЦЭ в аудитории);

 

организует раздачу экзаменационных работ участникам ЦЭ согласно схеме распределения вариантов, обращая внимание на вариант в бланке ответов;

 

вкладывает невыданные экзаменационные работы в соответствующий пакет и запечатывает его сразу же после начала отсчета времени на выполнение экзаменационной работы;

 

фиксирует на доске (планшете) время начала работы над выполнением экзаменационной работы и время его окончания;

 

информирует участников за 15 и 5 минут об окончании времени, отведенного на выполнение экзаменационной работы;

 

фиксирует в протоколе проведения централизованного экзамена в аудитории факт выхода участников ЦЭ за пределы аудитории;

 

проверяет комплектность экзаменационных материалов, находящихся на рабочем месте участника ЦЭ до выхода из аудитории и повторно по возвращении участника ЦЭ в аудиторию;

 

отстраняет от участия в ЦЭ по данному учебному предмету и удаляет из аудитории участника ЦЭ, нарушающего требования прохождения ЦЭ, вносит данный факт в протокол проведения ЦЭ в аудитории (гасит бланк ответов такого участника ЦЭ путем перечеркивания по диагоналям, вкладывает в пакет с погашенными бланками ответов);

 

фиксирует факт освобождения участника ЦЭ от участия в ЦЭ по уважительной причине в случае заболевания, возникновения других уважительных причин или непредвиденных обстоятельств во время проведения ЦЭ (гасит бланк ответов такого участника ЦЭ путем перечеркивания по диагоналям, вкладывает в пакет с погашенными бланками ответов);

 

обеспечивает прием экзаменационных материалов (бланков ответов и экзаменационных работ), сбор всех листов для рабочих записей от участников ЦЭ;

 

организует пересчет экзаменационных материалов, упаковку в соответствующие пакеты, оформление сопроводительных ярлыков на пакетах;

 

оформляет акт приемки-передачи бланков ответов, протокол проведения ЦЭ в аудитории;

 

обеспечивает сохранность и конфиденциальность всех экзаменационных материалов до момента передачи их организационной комиссии, своевременную передачу пакетов с экзаменационными материалами организационной комиссии;

 

передает организационной комиссии протокол проведения ЦЭ в аудитории, листы для рабочих записей участников ЦЭ, использованные пакеты.

 

Педагогические работники руководствуются Инструкцией для ответственного педагогического работника по проведению централизованного экзамена в аудитории, размещенной на сайте учреждения образования «Республиканский институт контроля знаний» (далее – РИКЗ, https://rikc.by/), выполняют распоряжения ответственных педагогических работников (членов организационной комиссии).

 

Педагогические работники:

 

являются в пункт проведения ЦЭ не позднее чем за два часа до начала проведения ЦЭ, имея при себе документ, удостоверяющий личность, и принимают участие в жеребьевке педагогических работников, узнав номер корпуса и аудитории, в которой им предстоит работать;

 

принимают участие в проверке и подготовке аудитории к проведению ЦЭ;

 

осуществляют допуск участников ЦЭ (первый педагогический работник располагается у входа в аудиторию, пропускает участников ЦЭ по одному в аудиторию, проверяя наличие пропуска, сверяя данные списка участников ЦЭ в аудитории с данными документа, удостоверяющего личность, соответствие фотографии личности участника ЦЭ, срок действия документа, удостоверяющего личность; второй педагогический работник, находящийся непосредственно в аудитории, осуществляет жеребьевку рассадки путем вытаскивания номеров посадочных мест и делает отметку в списке участников ЦЭ номера посадочного места (если в одной аудитории размещаются участники ЦЭ, использующие экзаменационные работы на русском и белорусском языке, жеребьевка проводится отдельно), рассаживает участников ЦЭ в соответствии со схемой нумерации мест в аудитории и следит за тем, чтобы сумки, книги и другие посторонние предметы, запрещенные к проносу в аудиторию, были сданы в гардероб (место для хранения), следит за тем, чтобы участники ЦЭ не переговаривались и не менялись местами;

 

следят за соблюдением порядка и дисциплины в аудиториях в ходе проведения ЦЭ;

 

наблюдают за выполнением участниками ЦЭ требований, предъявляемых к ним в ходе проведения ЦЭ, сообщают ответственному организационной комиссии о выявленных нарушениях данных требований;

 

осуществляют раздачу бланков ответов в соответствии со схемой распределения экзаменационных вариантов в аудитории, а также раздачу экзаменационных работ участникам ЦЭ согласно схеме распределения вариантов, обращая внимание на вариант в бланке ответов;

 

консультируют участников ЦЭ по вопросам, возникающим в ходе заполнения области регистрации, по общим вопросам, возникающим в ходе проведения ЦЭ (ответы на такие вопросы следует произносить громко, доводя до всеобщего сведения);

 

осуществляют прием экзаменационных материалов (бланков ответов и экзаменационных работ), сбор всех листов для рабочих записей от участников ЦЭ (в момент сдачи участниками ЦЭ материалов сверить данные документа, удостоверяющего личность участника ЦЭ, с данными, внесенными в область регистрации бланка ответов, соответствие номера варианта бланка ответов номеру варианта экзаменационной работы);

 

участвуют в процессе пересчета экзаменационных материалов, упаковке в соответствующие пакеты, оформлении сопроводительных ярлыков на пакетах, оформлении акта приемки-передачи бланков ответов, а также протоколе проведения ЦЭ в аудитории;

 

в случае выхода участников ЦЭ из аудитории по уважительной причине обеспечивают сопровождение участника ЦЭ педагогическим работником вне аудитории;

 

обеспечивают эвакуацию в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

 

 

 

Педагогический работник, преподающий учебный предмет, по которому проводится ЦЭ, выполняет функции, определенные для педагогического работника. Кроме того, отвечает только на вопросы общего характера, его информация доступна всем учащимся в аудитории, а не отдельному участнику экзамена.

 

Педагог-предметник не оказывает помощь в выполнении заданий, его задача снизить напряженность в аудитории, оказать психологическую помощь, помочь учащемуся сформулировать замечание по содержанию экзаменационного задания (при его наличии) и корректно внести данное замечание в протокол проведения экзамена в аудитории.

 

В случае обнаружения дефектов печати бланка экзаменационной работы, опечаток, способных повлиять на выполнение задания учащимися, педагогический работник, преподающий учебный предмет, оперативно информирует об этом организационную комиссию. Организационная комиссия при необходимости связывается с РИКЗ. Педагог-предметник информирует учащихся в аудитории о решении организационной комиссии, согласованном с РИКЗ, по возникшей ситуации.

свернуть

ЦТ и ЦЭ - 2024

 

Сроки проведения централизованного экзамена (ЦЭ) и централизованного тестирования (ЦТ) в 2024 году

 

27 мая ЦЭ по предмету на выбор (для выпускников 11 классов 2024 года): обществоведение, математика, биология, иностранный язык (английский, немецкий, французский, испанский, китайский), химия, физика, история Беларуси, география, всемирная история (новейшее время).

 

27 мая ЦТ по предмету на выбор (для выпускников прошлых лет и выпускников колледжей): обществоведение, математика, биология, иностранный язык (английский, немецкий, французский, испанский, китайский), химия, физика, история Беларуси, география, всемирная история (новейшее время).

 

30 мая ЦЭ (для выпускников 11 классов 2024 года) по белорусскому или русскому языку.

 

30 мая ЦТ (для выпускников прошлых лет и выпускников колледжей) по белорусскому или русскому языку.

 

3 июня ЦТ по предмету на выбор (для всех абитуриентов): математика, биология, иностранный язык (английский, немецкий, французский, испанский, китайский), география, всемирная история (новейшее время).

 

6 июня ЦТ по предмету на выбор (для всех абитуриентов): обществоведение, химия, физика, история Беларуси.

 

Централизованный экзамен 2024

свернуть

Сроки приема документов, проведения испытаний и зачисления в вузы

Сроки приема документов, проведения испытаний и зачисления в вузы


Постановлением Министерства образования Беларуси от 8 апреля 2024 г. № 40 определены сроки проведения в 2024 году вступительной кампании для получения высшего образования.

свернуть

Новации 2024 года

29 декабря 2023 г. Глава государства подписал Указ № 416, которым в Правила приема внесены точечные корректировки.

Изменения направлены на:

 

  • создание равных прозрачных условий для абитуриентов,

  • повышение объективности оценки знаний абитуриентов,

  • упорядочение отбора на целевую подготовку,

  • создание дополнительных возможностей для поступления одаренной и мотивированной молодежи.

В соответствии с Правилами приема изменены сроки регистрации на Централизованное тестирование (регистрация предусмотрена с 9 по 22 апреля), что обусловлено проведением с 2024 года ЦЭ и ЦТ в единые сроки для всех выпускников текущего и прошлых лет.

 

  • 27 мая (ЦЭ+ЦТ) - предмет по выбору;

  • 30 мая (ЦЭ+ЦТ) – белорусский (русский) язык;

  • 3, 6 июня (ЦТ) – предмет по выбору для всех выпускников текущего и прошлых лет.

Прием абитуриентов в УВО на условиях целевой подготовки.

 

Особенностью приема абитуриентов на условиях целевой подготовки в 2024 году является возможность поступления по конкурсу среди отдельных организаций-заказчиков, если конкурс по специальности в целом не состоялся. Также для абитуриентов-целевиков вводится нижний порог среднего балла документа об образовании не ниже 7,0 (за исключением наиболее востребованных экономикой специальностей).

Формат проведения вступительной кампании для абитуриентов на условиях целевой подготовки не изменился (прием документов в отдельные сроки, сдача 1 внутреннего испытания в УВО).

Сроки приемной кампании на условиях целевой подготовки:

подача документов - с 27 июня по 2 июля;

проведение вступительного испытания - с 4 по 10 июля;

зачисление - по 12 июля.

Вопросы по учебным дисциплинам размещены на сайте Министерства образования.

Обновлен перечень наиболее востребованных экономикой специальностей – список пополнился 16 позициями. В перечень дополнительно включены специальности, в которых сегодня нуждаются организации экономики и социальной сферы страны.

Включение новых специальностей в указанный перечень позволит привлечь для поступления на них наиболее мотивированных абитуриентов и выполнить заказ на подготовку кадров.

Поступление без вступительных испытаний.

Одной из самых заметных особенностей вступительной кампании является расширение возможностей поступления для медалистов и выпускников колледжей с красным дипломом. Данные ребята смогут поступать без экзаменов практически на все специальности в региональные вузы. Единственное, они не смогут поступить на медицинские специальности, «Международные отношения», «Международное право», «Правоведение», «Экономическое право», «Государственное управление и право», «Востоковедение», а также специальности, дисциплинами профильных испытаний которых являются «Творчество», «Физическая культура и спорт». В столичные вузы указанные абитуриенты смогут поступить без вступительных испытаний на наиболее востребованные экономикой специальности.

Прием выпускников лицеев при УВО без вступительных испытаний

В 2024 году выпускники лицеев УВО (Белорусский государственный университет, Белорусско-Российский университет, Полесский государственный университет, Белорусский национальный технический университет, Витебский государственный университет им. П.М.Машерова) могут быть зачислены в свои вузы без вступительных испытаний. При условии успеваемости по всем предметам не ниже 8 баллов, по профильным – не ниже 9.

Выпускники Национального детского технопарка смогут поступить в УВО без вступительных испытаний на ряд востребованных специальностей, перечень которых в 2024 году значительно расширен.

Для поступления по указанной траектории выпускникам необходимо получить рекомендацию наблюдательного совета «Национального детского технопарка» и пройти собеседование в УВО.

Для выпускников профильных классов профессиональной направленности сохранены дополнительные возможности для поступления. В этом году выпускники профильных классов смогут поступить по собеседованию на соответствующую специальность. Выделено 5 направлений: педагогические, аграрные, военно-патриотические, спортивно-педагогические, инженерные. Последние смогут воспользоваться возможностью поступления по собеседованию в следующем году, когда будет их первый выпуск.

Определены единые подходы при приеме лиц, для поступления на заочную форму обучения, как на платной основе, так и за счет средств бюджета (необходимость наличия стажа работы не менее 10 месяцев на дату подачи документов для лиц, имеющих общее среднее образование или профильного ССО или ПТО).

У абитуриентов из числа граждан Российской Федерации стало еще больше возможностей поступить в белорусские вузы: с этого года вузы страны будут принимать на бюджетную форму обучения по результатам ЕГЭ. В будущем выпускники смогут трудоустроиться по полученной специальности на белорусские предприятия. Для сравнения: в прошлом году можно было стать студентом белорусских вузов по результатам ЕГЭ исключительно на платной основе.

Установлены нормы для обеспечения участия абитуриентов в конкурсе на общих основаниях, что обусловлено необходимостью обеспечения возможности участия в конкурсе и поступления абитуриентов, не имеющих льгот, но имеющих высокие баллы и поступающих на общих основаниях (по результатам ЦЭ, ЦТ, вступительных испытаний).

ПРАВИЛА приема лиц для получения общего высшего и специального высшего образования

свернуть

Интерактивная карта для абитуриентов-целевиков

Министерство образования запустило интерактивную карту, в которой собраны все вузы Беларуси, предоставляющие целевые места.
развернуть
На карте (нажмите, чтобы перейти по ссылке) собраны 24 учреждения высшего образования, каждое из них отражает информацию о наличии целевых мест по конкретным специальностям. Например, в БГЭУ выделено 56 мест для целевиков на девяти специальностях, в БНТУ – 287 мест на 37 специальностях, в БГУ – 90 мест на 23 специальностях и так далее.
Отмечается, что эта платформа поможет абитуриентам подобрать место для учебы и будущей работы, найти контакты организаций-заказчиков кадров и заключения договоров о целевой подготовке.
свернуть

Выпускнику

 
 
 
 
 
 
 
свернуть

Телефон «горячей» линии по вопросам организации и проведения выпускных экзаменов, централизованного экзамена, репетиционного и централизованного тестирования

Телефон «горячей» линии по вопросам организации и проведения выпускных экзаменов, централизованного экзамена, репетиционного и централизованного тестирования

свернуть

Пути поступления в УВО

  1. На общих основаниях: при представлении в приемную комиссию УВО сертификатов по централизованному экзамену по учебному предмету «Русский язык» (или «Белорусский язык») и по централизованному экзамену по одному из профильных предметов УВО, и сертификата по централизованному тестированию по другому профильному предмету. СДАВАТЬ МОЖНО ЦТ ТОЛЬКО ПО ОДНОМУ ПРЕДМЕТУ!
  2. Для выпускников профильных педагогических, спортивно-педагогических, аграрных классов: поступление по собеседованию и по рекомендации педагогического совета УО.
  3. На условиях целевой подготовки по специальностям социально-значимых сфер: целевое направление и устный экзамен по предмету первого профильного испытания.
  4. Победители университетских олимпиад (проводятся только в региональных УВО).
  5. Победители 3 этапа (областного) республиканской олимпиады по учебным предметам: зачисление без экзаменов в региональные УВО, если диплом по предмету, который необходим для поступление в УВО).
  6. Победители заключительного этапа республиканской олимпиады по учебным предметам: зачисление без экзаменов во все УВО, если диплом по предмету, который необходим для поступление в УВО).

Ко всем путям поступления также нужен аттестат и характеристика из учреждения образования.

свернуть

Правила поступления в УПТО, УССО, УВО

Правила приема в УВО

 

Правила приема в УССО

 

Правила поступления в УПТО

 

Правила приема лиц для получения общего высшего и специального высшего образования

свернуть

Шкалы перевода баллов, полученных участниками ЦЭ по стобалльной шкале, в отметку по десятибалльной шкале

Шкалы перевода баллов, полученных участниками ЦЭ по стобалльной шкале, в отметку по десятибалльной шкале

  1. Шкала перевода баллов, полученных участниками ЦЭ по стобалльной шкале, в отметку по десятибалльной шкале по учебным предметам «Белорусский язык», «Русский язык»

 Отметка по

10-балльной шкале

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Количество баллов в сертификате

1–2

3–6

7–14

15–25

26–32

33–41

42–53

54–67

68–81

82–100

 

  1. Шкала перевода баллов, полученных участниками ЦЭ по стобалльной шкале, в отметку по десятибалльной шкале по учебному предмету «Математика»

Отметка по 

10-балльной шкале

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Количество баллов в сертификате

1–2

3–9

10–18

19–28

29–37

38–45

46–54

55–63

64–76

77–100

 

  1. Шкала перевода баллов, полученных участниками ЦЭ по стобалльной шкале, в отметку по десятибалльной шкале по учебному предмету «Физика»

Отметка по

10-балльной шкале

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Количество баллов в сертификате

1-6

7-15

16-24

25-32

33-41

42-46

47-50

51-61

62-78

79-100

 

  1. Шкала перевода баллов, полученных участниками ЦЭ по стобалльной шкале, в отметку по десятибалльной шкале по учебному предмету «Химия»

Отметка по 10-балльной шкале

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Количество баллов в сертификате

1

2-3

4-7

8-13

14-25

26-33

34-48

49-64

65-84

85-100

  1. Шкала перевода баллов, полученных участниками ЦЭ по стобалльной шкале, в отметку по десятибалльной шкале по учебному предмету «Биология»

Отметка по 10-балльной шкале

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Количество баллов в сертификате

1

2

3-7

8-19

20-29

30-37

38-47

48-58

59-78

79-100

 

  1. Шкала перевода баллов, полученных участниками ЦЭ по стобалльной шкале, в отметку по десятибалльной шкале по учебному предмету «Иностранный язык»

Отметка по 10-балльной шкале

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Количество баллов в сертификате

1

2

3-10

11-20

21-29

30-37

38-47

48-65

66-79

80-100

 

  1. Шкала перевода баллов, полученных участниками ЦЭ по стобалльной шкале, в отметку по десятибалльной шкале по учебному предмету «История Беларуси»

Отметка по 10-балльной шкале

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Количество баллов в сертификате

1

2

3-5

6-17

18-26

27-36

37-46

47-56

57-69

70-100

 

  1. Шкала перевода баллов, полученных участниками ЦЭ по стобалльной шкале, в отметку по десятибалльной шкале по учебному предмету «Обществоведение»

Отметка по 10-балльной шкале

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Количество баллов в сертификате

1-2

3-5

6-9

10-19

20-29

30-39

40-49

50-59

60-74

75-100

 

  1. Шкала перевода баллов, полученных участниками ЦЭ по стобалльной шкале, в отметку по десятибалльной шкале по учебному предмету «География»

Отметка по 10-балльной шкале

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Количество баллов в сертификате

1-2

3-5

6-9

10-19

20-29

30-39

40-49

50-59

60-74

75-100

 

  1. Шкала перевода баллов, полученных участниками ЦЭ по стобалльной шкале, в отметку по десятибалльной шкале по учебному предмету «Всемирная история»

Отметка по 10-балльной шкале

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Количество баллов в сертификате

1

2

3-6

7-12

13-22

23-32

33-41

42-53

54-71

72-100

 

свернуть
поделиться в: