Цель: изучить биоразнообразие на территории ГУО «Средняя школа № 37 города Могилева».
Задачи:
- ознакомиться с методами исследований;
- провести видовое определение растений, птиц, насекомых, аборигенных и интродуцированных деревьев и кустарников;
- научиться собирать, определять и описывать живые объекты, не нанося им вреда;
- создать картосхему пришкольной и прилегающей к ней территории;
- изготовить и разместить кормушки и искусственные гнездовья для птиц, организовать регулярную подкормку птиц;
- создать и разместить на пришкольной территории искусственные гнездовья для птиц, «Клумбу для бабочек»;
- организовать посадку местных видов деревьев и кустарников;
- посетить и собрать информацию о ближайшей к учебному заведению ООПТ;
- занести информацию о видах травянистых и древесных растений, насекомых, птиц в он-лайн базу данных на сайте биоразнообразие Беларуси.
Задание 1.1 Изучить видовое разнообразие дикорастущих травянистых растений на пришкольной территории
Дата выполнения: май 2020 года
Участники: учащиеся 1-7-х классов
Количество участников – 185 человек
Задание 1.1 - Список учащихся
Изображение дикорастущих травянистых растений
|
|
|
Синяк обыкновенный
|
Пастушья сумка
|
Тимофеевка луговая (аржанец)
|
|
|
|
Тысячелистник
|
Ястребинка
|
Подорожник ланцетолистный
|
|
|
|
Лапчатка серебристая
|
Подорожник обыкновенный
|
Клевер средний (красный)
|
|
|
|
Звездчатка
|
Одуванчик
|
Незабудка луговая
|
|
|
|
Клевер ползучий
|
Лядвенец рогатый
|
Икотник серо-зеленый
|
Био Мир Красной книги Республики Беларусь
Любовь к природе, любознательность, экологическая культура закладывается у ребенка с раннего детства. Далее значительное место занимает развитие познавательного интереса к природе родного края, изучению его растительного мира.Особый интерес у ребят проявляется к редким и исчезающим видам, занесенным в Красную книгу Республики Беларусь.
Узнав ряд охраняемых видов растений и животных на территории нашего региона, учащийся Лысенков Даниил составил фотоколлажи и принял участие и принял участие в городском конкурсе экологических проектов «Зеленая школа». По решению жюри отмечен дипломом III степени управления по образованию Могилевского горисполкома.
Новикова Виктория Михайловна, учитель начальных классов.
Задание 1.4 Изучить разнообразие птиц на пришкольной территории (или территории природного окружения учреждения образования)
Дата выполнения: апрель – май 2020
Участники: учащиеся 1-6-х классов
Количество участников – 185 человек
Задание 1.4 - Список учащихся
Весна – возвращение птиц в родные края
Привлечь учащихся к миру пернатых друзей и я проблемам их охраны – одна из основных задач формирования экологической культуры учащихся ГУО “Средняя школа №37 г. Могилева”.
Птицы олицетворяют великое чудо любви к своей родине, своим прилетом несут благую весть о наступающей весне. Птицы украшают нашу землю. Они радуют своим звонким и весёлым пением,ярким опереньем и вселяют в нас радость и бодрость. Птицы приносят огромную пользу, являются нашими помощниками в истреблении вредителей леса, сада и огорода.
У нас, в Беларуси, насчитывается 333 вида птиц. Больше половины населениющих землю принадлежат к отряду воробьинообразных. Это домашний и полевой воробой, скворец, большая синица, деревенская ласточка.
Многие птицы приближаются к обитанию рядом с человеком и нуждающихся в нашем внимании и заботе.
Открыть прекрасный мир птиц помогает рядом участие в экологических акция, направленных на изучении и защиту пернатых друзей и мест их обитания. В школе ребята проводят праздники, посвященные дню птиц, экскурсии в Любужский лесопарк «Птицы нашего леса», викторины, конкурсы, изготавливают искусственные гнездовья. Проявляя свою заботу круглый год, они сами становятся ближе к природе, учатся бережно относится ко всему живому.
Пополнить свои знания о птицах - цель изучение разнообразия пернатых на территории природного окружения ГУО «Средняя школа № 37 г. Могилева»Мы определили птиц, распространенных почти повсеместно в микрорайоне нашей школы. У нас есть природные уголки – это бульвар Непокоренных, прилегающая территория с газонами, древесными и кустарниковыми растениями, благоустроенными территориями детских садов и другие.Разнообразие видов птиц, наиболее часто встречающихся в населенном пункте нашего природного окружения следующее:
Изображение птиц
|
|
|
Скворец обыкновенный
|
Ласточка городская
|
Сизый голубь
|
|
|
|
Дубонос
|
Трясогузка
|
Серая ворона
|
|
|
|
Синица большая
|
Полевой воробей
|
Галка
|
|
|
|
Сизая чайка
|
Стриж белобрюхий
|
Зеленушка обыкновенная
|
Задание 1.5 Изучить разнообразие наземных насекомых на территории учреждения образования или территории природного окружения учреждения образования
Дата выполнения: конец апреля 2020 года
Участники: учащиеся 1-7-х классов
Количество участников – 185 человек
Задание 1.5 - Список учащихся
Класс насекомых очень многочисленный. В настоящее время на нашей планете предполагаемое число видов составляет от 3до 30 миллионов, на долю которых приходится 70 % от общего числа животных, а на каждого человека примерно 250 миллионов особей.Внешне насекомые чрезвычайно разнообразны. Вспомните внешний облик жуков, бабочек, мух и стрекоз!
Знания о значении насекомых в природе и в хозяйственной деятельности человека, их взаимоотношений с живой и неживой природой помогают пробудить еще больший познавательный интерес к жизни.
Учащихся ГУО «Средняя школа № 37 г. Могилева» включились к изучению видового разнообразия насекомых на территории природного окружения микрорайона школы.
В дальнейшем, знакомясь с миром насекомых местной фауны, ребята изучат общую характеристику класса, их основные отряды, ознакомятся с особенностями внешнего и внутреннего строения, процессами жизнедеятельности и другими экологобиологическими особенностями.
Тематические экскурсии в природу на протяжении нескольких лет, позволили составить основной перечень насекомых, обитателей природного окружения школы.
Изображение насекомых
|
|
|
Майский жук
|
Семиточечная божья коровка
|
Жук навозник
|
|
|
|
Бабочка крапивница
|
Бабочка павлиний глаз
|
Муравьи
|
|
|
|
Комар обыкновенный
|
Стрекоза
|
Пчела
|
|
|
|
Шмель
|
Кузнечик зеленый
|
Муха
|
Задание 1.7 Изготовить и разместить кормушки для птиц, организовать регулярную подкормку птиц
Дата выполнения: декабрь 2019 года
Участники: учащиеся 1-9 классов
Количество участников – 35 человека
Список учащихся:
1.Богомольцева Ксения
2. Власова Людмила
3. Печень Назар
4. Путенкова Яна
5. Харланова Елизавета
6. Хворостова Мария
7. Могдалова Алина
8. Гончарова Татьяна
9. Минина Анастасия
10. Пиуто Андрей
11. Троцкая Екатерина
12. Воронцова Диана
13. Гончерова Екатерина
14. Атесленко Полина
15. Бурак Анастасия
16. Бахмат Анастасия
17. Фролова Ангелина
18. Рекиш Илья
19. Пикуленко Виталина
20. Горевая Мирослава
21. Карманов Владислав
22. Мазанович Иван
23. Голишевич Илья
24. Мигунова Полина
25. Селиванова Эвелина
26. Каскевич Марьяна
27. Леоненко Анастасия
28. Отческая Александра
29 Горонинова Полина
30. Зотова Анна
31. Мохорт Дарья
32. Севрюков Никита
33. Ермоленко Николай
34. Кузьменкова Дарья
35. Другаченко Яна
Птицы весну принесли
Можно позавидовать нашим юным орнитологам, у которых, в буквальном смысле за окном, живут пернатые друзья.
Ссылка для просмотра
Это кормушка для птиц на окне юных орнитологов. Первыми на "завтрак" прилетели пернатые - обыкновенная зеленушка, а следующий - дубовик.
Поможем пернатому другу!
С 1 по 31 марта в школе проходит акция "Поможем пернатым друзьям!" для того, чтобы расширить знание детей и родителей о зимующих птицах и способствовать формированию экологического представления детей об окружающем мире. Ребята принимали участие в конкурсе поделок и рисунков, изготавливали кормушки и домики для птиц, заготавливали корм для птиц. Сами и вместе с родителями воспользовавшись подручными средствами, делали кормушки для птиц и вывешивали их у себя во дворе или на даче.Классный руководитель 1 "В" класса Новикова Виктория Михайловна вместе с ребятами присоединились к акции. Они вывесили на пришкольной территории самодельные кормушки и решили что будут приносить корм для птиц.
Экологический проект «Кормушки» - хорошая традиция в школе
Эта зима выдалась теплой и бесснежной. В новых условиях приходится встречать весну нашим пернатым друзьям. Однако, с наступлением зимы, ребята из ГУО «Средняя школа №37 г. Могилева» позаботились об изготовлении кормушек. Ведь голод для птиц старшее холода.
Природоохранная деятельность учащихся по реализации проекта «Кормушки» проходила планомерно: изучение технологии изготовления кормушек; изучение подкормки птиц в зимний период, установление и уход за ними. Разработка памяток «Подкормка зимующих птиц» позволила ребятам больше и лучше узнать о жизни птиц своего края, усвоить правила экологической этики. Участники проекта «Кормушка» будут ждать следующего сезона, чтобы реализовать свой проект.
Дата выполнения: январь 2021 года
Участники: учащиеся 1-8 классов
Количество участников – 58 человек
Список учащихся:
- Басов Максим
- Бычков Владимир
- Ермоленко Милана
- Власова Людмила
- Богомольцева Ксения
- Борисенкова Дарья
- Гришкевич Максим
- Ермоленко Ульяна
- Короткина Татьяна
- Морозова Дарья
- Орлович Роман
- Пилиникова София
- Новикова Юлия
- Шаров Матвей
- Ходунов Антон
- Реуцкий Данила
- Тимофеев Матвей
- Харланова Елизавета
- Печень Назар
- Путенкова Яна
- Тимофеева Виктория
- Чарковский Илья
- Авхимович Дарья
- Белая Юлия
- Бычкова Анастасия
- Логвин Захар
- Лавренова Владислава
- Ермоленко Александр
- Бесчастная Ярослава
|
- Герасимёнок Иван
- Агеев Виталий
- Коцубинская Анастасия
- Курзин Тимофей
- Пятков Кирилл
- Селиханов Максим
- Севрюков Кирилл
- Солтан Эвелина
- Солтан Ангелина
- Щавлева Дарья
- Чурсаев Евгений
- Подлуцкий Никита
- Тарасенко Максим
- Шаров Константин
- Сафронов Даниил
- Астрейко Максим
- Евстигнеев Егор
- Лахтанова Полина
- Мирошкина Полина
- Касиловский Александр
- Симанков Артем
- Пуховский Ярослав
- Кирпичёв Даниил
- Гомонов Арсений
- Команденко Евгений
- Коробова Полина
- Кукса Тимофей
- Подлобко Ксения
- Себровская Арина
|
Задание 1.8 Создать и разместить на территории учреждения образования или территории природного окружения учреждения образования, искусственные гнездовья для птиц, убежища для летучих мышей.
Дата выполнения: начало марта 2021 года
Место выполнения: мастерская трудов
Участники: мальчики, учащиеся 6-9-х классов
Количество участников: 72 человека
Список учащихся:
- Акентьев Владислав
- Галанов Александр
- Лахардов Степан
- Головачев Максим
- Ковальков Иван
- Харитонов Вячеслав
- Кулинич Богдан
- Наумочкин Артём
- Титов Тимур
- Резвиков Егор
- Подлобко Илья
- Павлович Тимофей
- Коноваленко Артур
- Вакар Ратмир
- Баранов Егор
- Латушкин Артем
- Лазутин Денис
- Рябычин Тимофей
- Филипчик Никита
- Казёнников Матвей
- Романович Никита
- Евсейчик Игнат
- Войтов Максим
- Бурьяк Дмитрий
- Бычков Михаил
- Сенокосов Егор
- Рожок Дмитрий
- Мартынов Иван
- Камедов Даниил
- Гаврусев Марк
- Авдеев Олег
- Земляков Иван
- Белясов Александр
- Ас-Сибай Карим
- Госпадарёв Тимофей
- Банковский Евгений
|
- Иванов Николай
- Ковалец Савелий
- Черняков Матвей
- Савицкий Илья
- Мороз Иван
- Кушнеров Владислав
- Самара Никита
- Чвиров Ярослав
- Султанов Егор
- Барановский Дании
- Зайцев Александр
- Граблис Леон
- Ковальков Дмитрий
- Солдатёнок Евгений
- Войтович Павел
- Галковский Роман
- Лобанок Иван
- Стражников Александр
- Борис Валерий
- Заморин Максим
- Козловский Денис
- Воронков Никита
- Наумочкин Максим
- Понтаплев Артем
- Толкачев Арсений
- Шаманский Владислав
- Дымков Даниил
- Геращенко Артем
- Мазаловский Максим
- Максимков Антон
- Неронов Казимир
- Хрипелевский Артём
- Пиуто Андрей
- Терешонок Александр
- Терешонок Андрей
- Юцев Сергей
|
Задание 1.10 Создать и размесить на территории учреждения образования или территории природного окружения учреждения образования «Клумбу для бабочек».
Дата выполнения: начало марта 2019, середина сентября 2019 года
Место выполнения: пришкольная территория
Участники: учащиеся 5-8-х классов
Количество участников: 20 человек
Список учащихся:
1. Коноплева Дарья
2. Лычева София
3. Банковский Евгений
4. Путикова Мария
5. Султанов Егор
6. Масиевская Софья
7.Моисеенко Кристина
8.Филипцова Дарья
9. Мартынов Иван
10.Лазутин Денис
11.Ковалева Яна
12.Моисеенко Никита
13.Новиков Олег
14.Юрченко Диана
15.Канашенко Маргарита
16.Покоёнков Станислав
17.Винникова Алина
18.Баранов Ярослав
19.Ковалева Алина
20.Чейда Елена
Насекомые обитающие на "Клумбе для бабачек"
|
|
|
Бабочка капустница
|
Бабочка крапивница
|
кузнечик
|
|
|
|
Божья коровка семиточечная
|
Шмель
|
муха
|
|
|
|
Клоп солдатик (красноклоп бескрылый)
|
Краевик окаймленный (щавелевый)
|
Паук Эбрехтелла триостренная
|
|
|
|
муравьи
|
|
|
Задание 1.13 Посетить и собрать информацию о ближайшей к учреждению образования особо охраняемой природной территории (заказник, заповедник, национальный парк, памятник природы, если это территория, а не охраняемый объект)
Дата выполнения: март 2020 года
Место выполнения: улица Менжинского и Плеханова город Могилев
Участники: учащиеся 8-9-х классов
Количество участников: 32 человек
Список учащихся:
1.Рекиш Илья
2.Покоенков Станислав
3.Моисеенко Никита
4.Богданович Дмитрий
5.Атесленко Полина
6.Бонохов Тимофей
7.Бубнова Алина
8.Смолякова Дарья
9.Сидоренко Максим
10.Казначеева Евгения
11.Воронкевич Алексей
12.Цыганкова Дарья
13.Зуськова Анна
14.Алексеев Артем
15.Дедуш Константин
16.Пылаева Валерия
17.Алешинова Валерия
18.Булавецкий Даниил
19.Катибникова Дарья
20.Пшеничная Полина
21.Селиханова Елизавета
22.Фурс Даниил
23.Ламнева Ксения
24.цурпанова Яна
25.Халецкая Юлия
26.Фролова Ангелина
27.Калиновский Никита
28.Русан Владислав
29.Круглик Вадим
30.Корбут Никита
31.Мельникова Анжелика
32.Моторная Дарья
Дубы - первые памятники природы Могилёва.
В Могилёве есть два 300-летних дуба-великана! В 1995 году по решению горисполкома, сразу два вековых дуба стали памятниками природы местного значения.Они взяты под охрану Могилёвской инспекцией природных ресурсов и охраны окружающей среды и внесены в реестр как памятники природы Могилёва.Интерес учащихся ГУО «Средняя школа №37 г. Могилева» к объектам городской достопримечательности не угасает. Реализуя экологический проект «Вековые памятники природы» они ведут наблюдение за фазами роста и развития обоих деревьев.
Расположены дубы-великаны по улице Плеханова, во дворе дома №18 на территории Могилёвского РОВД. Это огромный дуб высотой 27 м. с полнодревесным стволом, диаметр которого составляет 103 см, и кроной в 10 м.
Второй 300-летний дуб, растет на улице Менжинского между домами 24 и 26. Хотя рост этого зелёного гиганта чуть меньше 25 м., хотя в диаметре ствола он шире – 140 см. Его крона раскинулась на 16м.
Несмотря на возраст, состояние обоих деревьев удовлетворительное.
Теперь территория ботанических памятников становиться охранной зоной, где запрещаются любые работы без согласования их с городской инспекцией охраны окружающей среды в соответствии с законодательством.
Таким образом 300- летние дубы охраняются по всем правилам Закона Республики Беларусь.
Учащиеся проводят исследования данных уникальных памятников и записывают их в экологический паспорт.
Зеленая лаборатория
Постановку эксперимента по физиологии растений организовали учащиеся в кабинете химии ГУО «Средняя школа № 37 г. Могилева».
Для выполнения работы смонтировали наиболее подходящие по размеру, комнатные растения, приготовили растворы питательных химических элементов смесей. Для выяснения влияния отдельных химических элементов минерального питания на рост и развитие растений, приготовили растворы:
- «Полный раствор», «Раствор без калия» и «Раствор без азота», при 5,5 – 6,5
Корни комнатных растений на 2/3 длины погрузили в данные питательные смеси, используя стеклянные колбы, ёмкостью 0,5 л.
Раз в 2-3 суток питательные смеси обогащались кислородом воздуха с помощью груши через стеклянную трубку в течении 5 минут. Эксперимент продлился 4 недели. Учащиеся с интересом ведут наблюдения, заполняют таблицу изменений роста и развития растений, сравнивают результат с контрольным раствором.
Князева Марина Сергеевна, учитель химии