Заблуждение первое: ничего страшного в том, что мой ребенок произносит звук «Р» не так, как нужно, нет.
Это не так. Единственно верным в русском языке считается произношение звука «Р» путем вибрации языка за верхними зубами. Все остальные варианты произношения «Р» считаются дефектными.
Наиболее распространенные дефекты звука «Р»:
1. Искажение: вибрирует мягкое нёбо («французский Р»)
2. Замена «Р» на «Л» («РЬ» на «ЛЬ»): «лыба», «лечка». Шестилетний ребенок хорошо осознает свое неправильное произношение звука «Р», что может вызвать скованность в общении.
Если же у вашего ребенка звук «Р» заменяется звуком «Л», это обязательно вызовет сложности в чтении и понимании им слов с «Р», а затем и в их написании («Что слышу, то и пишу»).
Наконец, ряд профессий (учитель, логопед, диктор), да и само понятие культурного человека требуют нормированного произношения человеком всех звуков родного языка.
Заблуждение второе: основная причина неверного произношения звука «Р»- это короткая подъязычная уздечка.
Действительно короткая (приращенная ко всему языку) уздечка – явление очень редкое. Такая уздечка должна быть подрезана стоматологами еще в раннем возрасте, т.к. она затрудняет произношение многих звуков.
Чаще же встречается нерастянутая уздечка. Так как уздечка эластична, то с помощью ряда упражнений («Грибок», «Гармошка») она благополучно растягивается, после чего продолжается постановка звука «Р».
Заблуждение третье: дефектное произношение звука «Р» передается по наследству, а, значит, коррекции не подлежит.
На самом деле предрасположенность к дефектному произношению «Р» действительно существует, т.к. у ребенка повторяется строение языка родителя. Но останется у ребенка этот дефект или нет - это зависит только от успешности проводимой коррекции.
Но есть один нюанс: заниматься постановкой, а затем и автоматизацией звука «Р» может только родитель, сам правильно произносящий этот звук. (К сведению: коррекция произношения «Р» возможна в любом возрасте.)
Заблуждение четвертое: ничего специально делать не надо, а правильный звук в дальнейшем появится у ребенка сам.
Это утверждение верно лишь отчасти. У небольшого количества детей к 7 годам укрепляются
мышцы языка, развивается сила выдоха, что приводит к появлению нужного звука «Р» в речи. Большинство же дошкольников и младших школьников с дефектным «Р» обязательно нуждаются в помощи логопеда.
Заблуждение пятое: достаточно того, что сам логопед выполняет с ребенком упражнения по постановке «Р», а помощь родителей необязательна. Это стопроцентное заблуждение. Только ежедневное выполнение артикуляционных упражнений по 2- 3 раза в день укрепит мышцы языка, увеличит подвижность кончика языка, увеличит силу выдоха - и тогда количество перейдет в качество.
Заблуждение шестое: звук «Р» удалось поставить, а, значит, он самостоятельно войдет в речь ребенка.
И это неверно. Неправильно произносимый звук «Р» (да и любой другой звук) - это устойчивый условный рефлекс. Взамен ему нужно сформировать новый условный рефлекс - нормированное произношение «Р»- и вытеснить старый рефлекс из речи ребенка. Начинается автоматизация звука «Р». Этот процесс длительный - от 1 до 3 и более месяцев.
На этом этапе работа ведется логопедом поэтапно: от произношения звука «Р» в начале слов до произношения слов с «Р» в середине слов в соседстве с другими согласными звуками. Сначала ребенок произносит слоги, затем - слова с этими слогами, а затем и предложения с такими словами. Главное условие успешной автоматизации звука «Р» - это постоянный ( каждодневный, ежечасный!) контроль взрослых (в первую очередь родителей) за правильным произношением ребенком тех слов, в которых ему удается верно произносить «Р». На основе этого контроля затем будет формироваться такой важный собственный контроль ребенка. Здесь можно применять систему поощрений (моральных, иногда – материальных). Можно ввести игровое «наказание» за неверно сказанное слово (подпрыгнуть на месте, мяукнуть…). Исправить ошибку можно сам логопед выполняет с ребенком упражнения по постановке «Р», а помощь родителей необязательна.
Это стопроцентное заблуждение.
Только ежедневное выполнение артикуляционных упражнений по 2- 3 раза в день укрепит мышцы языка,
увеличит подвижность кончика языка, увеличит силу выдоха -и тогда количество перейдет в качество.
Запаситесь терпением, настойчивостью и верой в успех. Хвалите ребенка за старание, помогайте при затруднении