АДАПТАЦИЯ К ШКОЛЕ
Очень сложным для учащихся первых классов является период адаптации к школе. Обычно он составляет от 4 до 7 недель. В этот период некоторые дети очень шумны: кричат, на уроках часто отвлекаются; другие зажаты, стараются держаться незаметно, при малейшей неудаче или замечании плачут, у некоторых детей нарушается сон, аппетит, они становятся очень капризными, вдруг возрастает интерес к играм, игрушкам, увеличивается количество заболеваний. Все эти нарушения вызваны той нагрузкой, которую испытывает психика ребенка, его организм в связи с резким изменением образа жизни, значительным увеличением и усложнением тех требований, которым ребенок должен отвечать.
Задача родителей - помочь ребенку быстрее адаптироваться к школе. Ребенок должен чувствовать, что родители понимают важность его новых обязанностей, и верят, что он с ними справится, надеются на его силы и старания.
Отношение к ребенку дома должно оставаться ровным, доброжелательным, подбадривающим. Родителям следует ежедневно вникать в школьные дела сына или дочки, интересоваться всем. Порой не все, с чем ребенок сталкивается, он может сразу осмыслить. Например, ученик старался выполнить задание, но удалось ему это не очень хорошо. Родителям нужно не упрекать его за неважный результат, а похвалить за старание, а после объяснить важность итога каждой работы.
Если трудности адаптации связаны с поведением ребенка, наказывать или ругать его не нужно. Лучше спокойно разобрать ошибки в его поведении. Волнение и плохое настроение родителей из-за неудач ребенка в школе передаются ему, положение еще больше ухудшается. Не следует также в погоне за лучшей успеваемостью ребенка увеличить для него объем домашних заданий. Дополнительная работа сокращает время отдыха ребенка, интерес к учебе может снизится. Также нельзя выполнять задание за ученика. Если он не знает, как его выполнить, ему нужно рассказать, объяснить.
Нормальной адаптации детей к школе препятствует семейная атмосфера: конфликты в семье, психотравмирующие воздействия на ребенка, неправильные методы воспитания, нарушение требований к организации режима ученика, избегание контактов с учителем. Дети, живущие в неблагоприятных семейных условиях, как правило, оказываются без должного контроля со стороны взрослых. Не умея еще правильно организовать свое время, дети не ложатся вовремя спать, засиживаются перед телевизором, у них нарушается режим питания и отдыха на свежем воздухе - все это уменьшает работоспособность и повышает утомляемость. Тяжелые психотравмирующие переживания приводят к формированию у ребенка отрицательных черт характера (скрытность, злобность, агрессивность, тревожность), затрудняющих взаимоотношения со сверстниками и учителем. Постоянная нагрузка на нервную систему приводит к утомлению ребенка и может вызвать заболевание. Не следует загружать его дополнительными занятиями в музыкальной школе, студиях, секциях. Пусть он начала хорошо адаптируется к школе.
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК УТРОМ НЕ ХОЧЕТ ИДТИ В ШКОЛУ?
Неверным в данном случае будут следующие реакции родителей, когда они криком подгоняют ребенка или уговаривают его, что каждый должен ходить в школу, быть грамотным. Ребенок, силой вытянутый из постели, выходит из дома раздраженным. А тот, которого убеждают в необходимости науки, не принимает это всерьез, потому что еще мал и не готов усваивать истины, непреложные для взрослых.
Лучше всего попросить ребенка встать и помочь вам в утренних делах. Тогда дети чувствуют себя взрослыми. Этот прием должен сработать и вам наверняка удастся ребенка без плача отправить в школу. Попробуйте вечером поговорить с ним о том, что не успеваете утром с делами. «Давай встанем пораньше, я буду готовить завтрак, а ты уберешь постель и завернешь бутерброд». Скорее всего, со вставанием проблем не будет.
Также вам нужно постараться, чтобы начало школьного дня для ребенка было связано с сюрпризом. Например, положите в его ранец что-нибудь интересное и договоритесь с ребенком, что он вытащит «сюрприз», когда попрощается с вами, перед уроками. Не нужно делать дорогих или неуместных для школы подарков. Пусть это будет необычный карандаш, наклейка, ластик.
Хорошо также договориться с ребенком, что возвращаясь из школы, он поможет вам. Например, купит что-нибудь. Желание учиться зависит от хорошего настроения ребенка. Одним из условий, определяющих настроение ребенка, является повседневная обстановка в семье, настроение родителей, их взаимоотношения.